Основные советы по эффективному воспитанию ребенка | | Модница

Основные советы по эффективному воспитанию ребенка

Еще пару десятилетий назад семейное воспитание основывалось на авторитете родителей, а требования к детям были практически универсальными. Воспитание детей, в той или иной степени занимались все.

Воспитание

Нынешнее общество настолько разнородно, что не существует полностью понятных и приемлемых для каждого мыслей, систем и жизненных установок. То, что дети слышат в школе, видят по телевизору и в своем окружении, зачастую во многом отличается от того, чему их учат дома. Ребенок теряется в информационном потоке, поэтому родительское воспитание приобретает сегодня большую важность, чем когда-либо.

Установите правила

Воспитывать у ребенка послушание — это, по сути, учить его жить не столько по правилам, сколько под властью. Задача родителей — выработать разумные правила, направленные на благо детей, и договориться об их обоюдном соблюдении.

Продумывая любую норму поведения, четко отвечайте себе на такие вопросы: чего вы хотите добиться с ее помощью, учитывает ли она интересы всех членов семьи, подразумевает ли вклад обоих родителей? Однозначно сформулировав правило, нужно донести его до детей и убедиться, что они всё правильно поняли и осознали, какие последствия их ожидают в случае нарушения.

Чтобы приучить ребенка убирать свои вещи на место, можно ввести, например, такое правило: если ты не поставишь велосипед в гараж на ночь, а бросишь на улице, то на следующий день кататься на нем не будешь. Придерживаться этого должны все члены семьи. И какие бы аргументы ребенок ни выдвигал в попытках расширить границы правила, которое согласился соблюдать, и проверить на прочность позицию родителей, ваш ответ должен быть однозначным: «Я понимаю, что тебе хочется покататься именно сегодня, но мы договорились, и ты знал, что тебя ждет».

Согласуйте слова и действия

Эффективное воспитание требует не только мудрых наставлений, но и позитивных руководящих действий, особенно на этапе формирования навыков. Здесь тоже можно провести параллель с ездой на велосипеде. Поначалу в ваших руках и руль, и седло, вы поддерживаете и толкаете велосипед, на котором сидит ребенок, то есть сами его везете. Затем ребенок начинает крутить педали, держать равновесие и управлять велосипедом самостоятельно. Но вы еще какое-то время бежите сзади, чтобы подстраховать его при необходимости.

Совместные занятия — очень важный момент в воспитании. Но нередко бывает, что многие обязательные дела ребенок уже освоил и может, к примеру, собрать разбросанные игрушки, застелить постель, с вечера сложить в портфель учебники, но упорно этого не делает. Почему? Проследите, насколько дружелюбно и тепло вы общаетесь со своим чадом. Общение ведется на равных или вы заняли позицию «над ребенком»? Дети очень чувствительны и упорно сопротивляются такому подходу. «Мне не сложно вымыть за собой посуду, — сказала как-то 12-летняя дочь родителей с директивным подходом к воспитанию. — Но я не хочу, чтобы они считали меня побежденной».

Позвольте столкнуться с негативным опытом

Передавать ребенку ответственность за выполнение его личных дел непросто, поэтому начинать надо с мелочей. Многие мамы, оправдывая свою излишнюю заботливость, говорят: «Как же мне его не будить? Ведь он обязательно проспит, и в школе будут неприятности!»

Позвольте ребенку прочувствовать отрицательные последствия его действий или бездействия. Только так можно выработать сознательность и организованность. Звучит парадоксально, но ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте, конечно, если этот опыт не угрожает его жизни или здоровью.

«СВОЕВРЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВОИ ДЕЛА, ПОСТУПКИ, А ЗАТЕМ И ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ — САМАЯ ЦЕННАЯ И САМАЯ МУДРАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ЗАБОТА»

Показывайте пример

По мнению врача-миссионера Альберта Швейцера, пример — это не главное, а единственное средство влияния. Неоднократно замечено: до 15 лет мальчик делает то, что говорит ему отец, после 15 он делает то, что его отец делает. Согласованность и последовательность в словах и действиях родителей дают ребенку опору в жизни и четкие ориентиры. Многие родители жалуются, что их дети не любят читать. А как часто дети видят с книгой вас? За каким занятием они вас чаще всего созерцают, тому и будут отдавать предпочтение.

Передавайте ответственность

Научив ребенка что-либо делать, родитель должен вовремя «отпустить» его. Каждый родитель мечтает, чтобы ребенок сам поднимался утром и собирался в школу, сан садился за уроки, вовремя ложился спать, без напоминаний отправлялся на тренировку… Однако во многих семьях забота обо всем этом остаётся на плечах       родителей. Чтобы такого не было, постепенно и неуклонно снимайте с себя и передавайте ребенку ответственность за то, что он должен делать.

Речь идет о прекращении затянувшейся опеки, которая мешает детям взрослеть. Своевременная передача ответственности за свои дела, поступки, а затем и за свою жизнь — самая ценная и самая мудрая родительская забота.

Услышьте своего ребенка

Если причины испытываемых ребенком трудностей кроются в сфере его чувств, то практические действия родителей, такие как показать, научить, направить, ему не помогут. Когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда с ним грубо или несправедливо обошлись и когда он просто устал, его нужно выслушать. Но не так, как мы делаем это обычно, — здесь необходимо активное слушание.

Профессор Юлия Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?» пишет: «Активно слушать ребенка — значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, обозначая при этом его чувство». Иными словами, в ходе беседы ребенок должен почувствовать, что его состояние вам небезразлично. Для этого вы должны давать четкие названия его чувствам и переживаниям, чтобы ребенок видел, что они вам понятны.

Вот простой пример. Сын пришел из школы, бросил портфель в угол и заявил: «Больше я туда не пойду!» Отец, овладевший навыками активного слушания, скажет: «Я понял, что у тебя есть какая-то причина, по которой ты больше не хочешь ходить в школу», — вместо привычного: «Как это ты не пойдешь в школу?!» При всей кажущейся справедливости у такого вопроса есть огромный минус: он оставляет ребенка наедине с его переживанием.

Говорите о своих чувствах

Да, родители тоже волнуются, сердятся, обижаются, испытывают другие негативные чувства в связи с неудачами и неблаговидными поступками своих детей. Что же делать с родительскими переживаниями? Если поведение ребенка вызывает у вас отрицательные эмоции, говорите ему об этом. Но обязательно от первого лица. Говорите о себе, о своем переживании, а не о ребенке и его поведении.

Например, не демонстрируйте возмущение фразой: «Что у тебя за вид!» Просто скажите: «Я не люблю, когда дети выглядят неопрятно, мне стыдно перед окружающими». Не спрашивайте с упреком: «Можно потише?» Скажите спокойно: «Меня очень утомляет громкая музыка».

В общении с ребенком лучше отдавать предпочтение «я-сообщениям», потому что «ты-сообщение», по сути, содержит недоброжелательность, обвинение или критику в адрес ребенка и заставляет его обижаться, защищаться и дерзить.

Говоря от первого лица, следите за тем, чтобы «я-сообщение» не превращалось в «ты-сообщение». Например, фразу, которую так и хочется сказать: «не нравится мне, что ты такая неряха!», можно заменить словами: «я не люблю, когда за стол садятся с грязными руками».

Современный человек не всегда задумывается над приобретением навыков и умений, которые помогут ему стать лучшим родителем и общаться с детьми более эффективно. Разве не стоит потратить время и усилия на выработку родительского стиля общения, который позволит разрешать ситуации детского непослушания таким образом, чтобы помогать ребенку развиваться и расти уверенной в себе личностью?

В ХОДЕ БЕСЕДЫ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ПОЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО ЕГО СОСТОЯНИЕ ВАМ НЕБЕЗРАЗЛИЧНО

Оставьте Ваше мнение о статье

Занимательные игры для ребенка

Источник: muzhikof.net

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: